Ко всем новостям

Редкий случай ремиссии ВИЧ без лекарств в девятилетнего ребенка

Перевод Всеукраинской сети ЛЖВ материала Миры Сентилингам, CNN


Париж (CNN) – у девятилетнего ребенка из Южной Африки, у которого был диагностирован ВИЧ в возрасте 1 месяца, достигнута ремиссия ВИЧ в течение 8½ лет без регулярного лечения.

Это первый известный случай контроля ВИЧ-инфекции у ребенка без препаратов в Африке и третий известный случай во всем мире.

Вскоре после диагноза ребенку назначили антиретровирусную терапию, или АРТ, в течение 40 недель, после чего лечение было прекращено и ребенок проходил мониторинг состояния здоровья.

Анализы крови в конце 2015 года показали, что у ребенка ремиссия ВИЧ, то есть, уровень вирусной нагрузки не выявляется стандартными тестами. Последующее тестирование образцов, взятых в более раннем возрасте, подтверждает достижение ремиссии вскоре после прекращения лечения.

Лечение было приостановлено в рамках более масштабного исследования, изучавшего потенциал раннего начала АРТ для снижения детской смертности и уменьшения потребности в пожизненном лечении среди новорожденных, инфицированных ВИЧ.

“Это действительно очень редкий случай”,  ‒ говорит д-р Эви Виолари (Avie Violari), руководитель клинических исследований в педиатрической практике Отделения исследования ВИЧ у новорожденных при Университете Витватерсранда в Южной Африке. Д-р Виолари является лечащим врачом ребенка; она представила результаты наблюдений на 9-й Международной конференции по изучению ВИЧ в Париже в этот понедельник.

“Исследуя эти случаи, мы надеемся узнать, что может позволить приостановить (лечение)” ‒ сказала д-р Виолари CNN.

Вакцины или лечения против ВИЧ не существует, а пожизненный прием терапии для детей связан с риском потенциальной токсичности, побочных эффектов и необходимости ежедневной приверженности к приему препарата, что становится сложнее в подростковом возрасте.

Преимущества раннего лечения

Ребенок, личные данные которого не раскрывают, принимал участие в исследовании, известном как Children with HIV Early Antiretroviral Therapy, или CHER, которое проводилось с 2005 по 2011 год. Более 370 детей, инфицированных ВИЧ, были произвольно отобраны для немедленного приема АРТ в течение 40 или 96 недель. Третьей группе не назначали лечение заранее, она получала терапию согласно стандартным протоколам, действующим на тот момент.

Когда исследование началось, стандартное лечение назначалось в зависимости от уровня в организме иммунных клеток, поврежденных вирусом, так называемых клеток СD4. Действующие в данное время протоколы рекомендуют немедленное начало лечения независимо  от показателя CD4.

У детей, инфицированных ВИЧ незадолго до рождения, заболевание стремительно прогрессирует в первые месяцы жизни и часто может приводить к смерти, согласно данным Всемирной организации здравоохранения.  Согласно оценкам, в 2015 году 110 000 детей умерли от заболеваний, ассоциированных со СПИДом, по данным UNAIDS.

Педиатры также обеспокоены побочными эффектами пожизненного лечения антиретровирусными препаратами и его влияния на здоровье тех, кто выживает.

В 2015 насчитывалось более 1,8 млн детей, живущих с ВИЧ, согласно данным  UNAIDS, и еще 150 000 детей, большинство из которых живет в Африке, недавно инфицировались ВИЧ.

CHER было разработано для изучения того, можно ли снизить показатели смертности, а также того, может ли более раннее начало лечения сохранить здоровье детей в достаточной мере, чтобы это позволило им приостанавливать лечение на определенные периоды.

“Мы надеялись достичь более медленного прогрессирования заболевания”, ‒ сказала д-р Виолари.

Исследование выявило, что смертность снизилась на 76%, а прогрессирование ВИЧ замедлилось на 75% среди детей, получавших лечение немедленно после рождения в течение 40-96 недель. В группе, получавшей стандартное лечение, наблюдалось повышение показателей смертности на основе промежуточных результатов,  поэтому исследование в этой группе было прекращено досрочно.

Д-р Виолари рассказывает, что дети, получавшие раннее лечение в рамках исследования, должны был продолжить его, в среднем, через два года, причем в некоторых случаях продолжение требовалось немедленно, в других этот интервал мог достигать четырех лет. По ее словам, около 10 детей не пришлось продолжать лечение, поскольку вирусная нагрузка была относительно небольшой ‒ от 1 000 до 3 000 на мл крови, что означает, что в киническом отношении они являются здоровыми.

“Мы не можем обнаружить вирус в крови с помощью обычных технологий … мы можем увидеть фрагменты вируса в клетках”, ‒ сказала она, добавив, что эти фрагменты, очевидно, не способны воспроизводиться на данный момент, а это позволяет надеяться, что состояние ребенка не будет ухудшаться.  “Этот ребенок уникален”.

Всего три случая

Случай этого южноафриканского ребенка – всего лишь третий известный случай долгосрочной ремиссии ВИЧ у ребенка после раннего лечения антиретровирусными препаратами ограниченной продолжительности.

Первый случай обнаружен у девочки из штата Миссисипи,  2010 года рождения, которая начала получать АРТ всего через 30 часов после рождения и до достижения 18-месячного возраста, пока не была  достигнута ремиссия ВИЧ. Ребенок находился в ремиссии 27 месяцев, до 2015 года, когда у нее возобновилась виремия и вирус был выявлен в крови, что разрушило надежды на то, что этот подход может привести к «функциональному излечению» от ВИЧ.

Следующий случай был выявлен в 2015 году у французской девочки-подростка  , которой на данный момент 20 лет, рожденной от ВИЧ-позитивной матери. Этому ребенку назначили антиретровирусную терапию сразу после рождения, лечение было прекращено в 6 лет, и с этого момента у нее сохраняется невыявляемый уровень вируса в крови.

Асир Саез Сирион (Asier Saez Cirion) из Institut Pasteur во Франции, представивший результаты обследования девочки-подростка в 2015 году, на этой неделе подтвердил CNN, что подросток все еще находится в ремиссии и здорова, следовательно, ее организм способен контролировать вирус в течение более чем 13 лет.

Последний случай – девятилетний ребенок из Южной Африки, у которого была достигнута ремиссия в течение 8 лет после всего лишь 40 недель лечения. Однако доктор Виолари подчеркнула, что такие случаи исключительно редки, и что люди инфицированные ВИЧ, ни в коем случае не должны прекращать лечение.

“Не у каждого пациента можно достигнуть ремиссии” ‒ сказала она.

Также сообщалось о трех взрослых, у которых на данный момент удалось достигнуть ремиссии, известных как «бостонские пациенты» и “берлинский пациент”, но у всех их этот результат был достигнут благодаря трансплантации костного мозга, а не антиретровирусным препаратам. У двух бостонских пациентов возобновилась виремия, вследствие чего  Тимоти Рей Браун, «берлинский пациент», является единственным человеком, клинически вылечившимся от ВИЧ.

“Этот случай (в Южной Африке) указывает, что у некоторых детей можно достичь длительной ремиссии”, ‒ сказал доктор Энтони Фаучи (Anthony Fauci), директор Национального института аллергии и инфекционных заболеваний при Национальных институтах здравоохранения, которые финансировали CHER и последующий контроль детей, принимавших участие в нем.

“На самом деле вопрос в том, у какого процента детей, получавших раннее лечение, удастся достичь такого результата? Нам это не известно”, ‒ сказал он.

Фаучи считает, что такие результаты важны лишь в том случае, если возможно защитить здоровье значительной части детей, таким образом разработав потенциальный новый подход к лечению.

“В любом исследовании возникает исключительный случай”, ‒ сказал он. В данном случае девятилетний ребенок является исключением. «Необходимы дальнейшие исследования,  чтобы узнать, как вызвать долгосрочную ремиссию у инфицированных детей», ‒ сказал д-р Фаучи.

Как это возможно?

Д-р Виолари согласна, что этот новый случай ремиссии неприменим ко всем детям с ВИЧ, напротив, некие уникальные характеристики организма и иммунной системы помогли ему защититься от вируса, чему способствовало раннее начало лечения.

Она заметила, что у ребенка развился эффективный ранний иммунный ответ на  вирус, а в дальнейшем лечение защитило ребенка. “Я думаю, что этому способствовало раннее лечение”, ‒ сказала она.

В данное время ее команда надеется изучить этого ребенка и других участников изначального исследования CHER, а также ВИЧ-негативных детей, чтобы узнать, какие уникальные особенности организма позволяют прошедшему лечение ребенку в дальнейшем независимо и на неопределенное время подавить вирус – такие случаи  называют контроллерами ВИЧ после лечения.

“Нам нужно узнать, в чем отличие”, ‒ сказала она, добавив, что такая информация может быть использована как источник информации для разработки вакцин или новых подходов к лечению, таких как применение нейтрализующих антител, которые помогут людям подавить вирус.

«Мы могли бы разработать препарат, который будут давать людям в сочетании с АРТ, что позволит им со временем прекратить прием АРТ», ‒ говорит д-р Виолари. «Не потому, что они излечились, а потому, что уровень вируса в крови достаточно низкий или не выявляется, что позволяет людям оставаться здоровыми без необходимости принимать препараты».

“К этому еще нужно пройти долгий путь,” – сказала д-р Виолари, “но мы должны узнать, в чем особенности этих пациентов.”

Д-р Фаучи согласился, что углубленное исследование областей генома, отвечающих за иммунный ответ, позволит ученым обнаружить нечто уникальное, что поможет создать механизм его активации у других людей.  “Сейчас эту сферу интенсивно исследуют”, ‒ сказал Фаучи. “У нас есть результат, нужно узнать, как к нему прийти”.

Надежда получить контроль над ВИЧ в будущем

“Нас очень радует и обнадеживает ситуация с этим ребенком … нам нужно экстраполировать (на основе этого),  какую пользу это может принести другим детям, принимающим антиретровирусные препараты”, ‒ сказал д-р Марк Коттон, профессор педиатрии в Университете Стелленбоша в Южной Африке, который был одним из руководителей исследования. «Африка все еще является эпицентром эпидемии, и здесь ВИЧ инфицируется больше детей, чем в каком-либо другом регионе мира».

Коттон надеется, что результаты, представленные его командой, смогут воодушевить как исследователей, пытающихся найти способ излечения от ВИЧ, так и в специалистов, управляющих программами лечения детей в регионе.

Д-р Дебора Персо (Deborah Persaud), профессор педиатрии в Школе медицины Института Джона Хопкинса в США, согласилась, что этот результат будет полезен с точки зрения лечения детей, инфицированных ВИЧ.

“Это дает нам надежду в данной сфере исследования”, ‒ говорит она. “Каждый такой случай добавляет нам оптимизма в отношении противодействия перинатальному инфицированию.”

Д-р Персо входит в состав команды ученых, которая сообщила о случае ребенка в Миссисипи в 2013 году и продолжает наблюдение за ребенком и отслеживание прогресса.

Она согласилась с командой Виолари, что организм этого южноафриканского ребенка имеет некоторые уникальные свойства, поскольку его вирусная нагрузка стала снижаться даже до того, как ребенок начал получать лечение. “Это позволит предположить, что в данном случае задействован иммунный механизм”, ‒ заметила она. “Каким-то образом был достигнут ранний контроль над вирусом.”

Все три существующие на данный момент случая относятся ко времени, когда появляются редкие примеры ремиссии, дающие ценный материал ученым, исследующим ВИЧ.  Все они подтверждают гипотезу о том, что это возможно, хотя, как подчеркнула исследователь, эти случаи далеки от нормы.

“Многие дети в мире получали раннее лечение, но не могут обойтись без него”, ‒ сказала она.

Проводимое в данный момент исследование IMPAACT P1115, финансируемое Национальными институтами здравоохранения США (NIH), предоставляет лечение ВИЧ-инфицированным детям через 48 часов после рождения, исследуя дальнейшие возможности. Которые позволят детям обходиться без лечения хотя бы несколько месяцев, а также потенциал для ремиссии.

В нем участвуют почти 400 детей в 9 странах. У первых случаев АРТ может быть приостановлена уже в этом году, по данным NIH.

Хотя, по словам д-ра Персо, случаи ремиссии являются скорее исключением из правила, она добавила, что ученые надеются на возможность перейти от ежедневного приема АРТ, связанного с потенциальной токсичностью и необходимостью приверженности, к возможности приостанавливать терапию у детей на длительные периоды.

«Некоторые взрослые говорят, что для них возможность не принимать препараты хотя бы три месяца – уже большое достижение, – отмечает она. ‒ Это позволит сделать режим людей, живущих с ВИЧ, менее обременительным, и в целом повысить качество жизни”.

Ссылка на источник

  • 1538
  • 0
Поделиться