Новый шанс для пациентов с туберкулезом
Организация Патентный Пул Лекарственных средств (MPP, Medicines Patent Pool) и Университет Джона Хопкинса (Johns Hopkins University) 25 января 2017 года подписали лицензионное соглашение о клинических исследованиях сутезолида (sutezolid), нового препарата для лечения туберкулеза.
Этот антибиотик давно считался перспективным для исследований – в сочетании с другими лекарственными компонентами он мог бы использоваться для более эффективного лечения разных форм туберкулеза – как чувствительного к медикаментам, так и устойчивого.
«Мы гордимся сотрудничеством с Университетом Джона Хопкинса, которое направлено на поддержку дальнейшей разработки сутезолида, потенциально важного компонента новой схемы лечения туберкулеза» — говорит исполнительный директор MPP Грег Пэрри.
Патентный Пул предоставил Университету Джонса Хопкинса эксклюзивную, безвозмездную лицензию, охватывающую все страны, в которых в настоящее время есть патенты (действительные или на рассмотрении) для комбинированной терапии, включающей сутезолид и два дополнительных соединения, используемых для лечения туберкулеза — таких как претоманид, деламанид, бедаквилин, рифампицин и моксифлоксацин. Патент для базового соединения сутезолида истек в августе 2014 года, но патент на его использование в комбинированной антитуберкулезной терапии, которым совместно с Pfizer Inc владеет Университет Джонса Хопкинса, действует до августа 2029 года в странах, в которых была подана заявка.
«Соглашение MPP с Университетом Джона Хопкинса — экстраординарный шаг, поскольку он стремится простимулировать застопорившиеся исследования препарата, столь многообещающего на ранних стадиях исследований, — сказал Марио Равильоне, директор Глобальной программы по туберкулезу во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). – Сегодня дефицит вариантов терапии угрожает сорвать глобальные цели ВОЗ сократить число смертей от туберкулеза на 95% в течение следующих двух десятилетий. Мы остро нуждаемся в новых и лучших комбинированных схемах, особенно для пациентов с мультирезистентным туберкулезом, так что включение сутезолида может принести большую пользу»
По оценкам ВОЗ, туберкулез входит в десятку ведущих причин смертности: в 2015-м году было 1,4 миллиона случаев смерти от туберкулеза, в том числе 400 тысяч — среди людей, живущих с ВИЧ, для которых он является основной причиной смертности. Также возрастает угроза лекарственной устойчивости — последние данные ВОЗ свидетельствуют, что во всем мире успешно излечиваются только 52% пациентов с множественной лекарственной устойчивостью и 28% с туберкулезом с широкой лекарственной устойчивостью.
Сутезолид является оксазолидиновым антибиотиком в том же классе, как и имеющийся в продаже линезолид. Уже на ранних стадиях тестов сутезолид проявил себя как более мощный и менее токсичный препарат. Несмотря на положительные результаты в начале исследований, опубликованных в 2014-м, никакого дальнейшего развития не последовало.
«Быстрое реагирование, лучшая терапия для лечения туберкулеза являются особенно актуальным глобальным приоритетом общественного здравоохранения. За исключением двух новых препаратов, которые вышли на рынок в последнее время, недостаток новых альтернатив многолетним препаратам ограничивает нашу реакцию на эпидемию», — подчеркнул Грег Пэрри.